Укрепление грунтов комплексными минеральными вяжущими

Анна Ружицкая

Анна Ружицкая

Менеджер по продукции, LafargeHolcim (Россия)

Опубликовано 18 марта 2019, понедельник
Источник: журнал Дорожная Держава, #87/2019

В настоящее время развитие транспортной инфраструктуры является одной из основных стратегических задач для Российской Федерации. При этом перед дорожной отраслью поставлены очень амбициозные цели:

Увеличение протяженности дорожной сети и повышения требований по пропускной способности и нагрузкам на дорожную одежду – Федеральная целевая программа Развития транспортной системы России (2010–2021 годы) [подпрограмма «Дорожное хозяйство»].
Увеличение эксплуатационных сроков, которые регламентируются постановлением правительства РФ от 30 мая 2017 года No 658, где установлены межремонтные сроки для автомобильных дорог I–IV категории: капитальный ремонт – 24 года, ремонт – 12 лет.
Кроме того, эти задачи дополняют «майские указы», подписанные президентом Путиным 7 мая 2018 года: указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года», в том числе в сфере жилья и городской среды, а также по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог.

Без обеспечения прочного, устойчивого и надежного основания дорожной одежды достичь этих сроков не представляется возможным. Наиболее экономически выгодным и технологически оптимальным решением для выполнения вышеуказанных требований является устройство слоев основания дорожной конструкции из материалов (практически всегда местных), укрепленных комплексными минеральными вяжущими (КМВ – вяжущие, состоящие из двух или более минеральных компонентов, которые проявляют гидравлические, скрытогидравлические, пуццолановые вяжущие свойства или являются активаторами для протекания данных реакций в грунтах, а также оказывающие положительный эффект на технологические свойства обработанных грунтов).

Выбор компонентов для минеральных вяжущих

Кроме того, технология укрепления грунтов (как плоскостная, так и вертикальная) с применением комплексных минеральных вяжущих позволяет максимально эффективно использовать местные техногенные грунты. Это полностью соответствует задачам, отраженным в «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», принятой в ноябре 2017 года.

Опираясь на мировой опыт накопленный компанией LafargeHolcim в технологиях, связанных с взаимодействием различных типов природных и синтезированных вяжущих с грунтами, была сформулирована основная концепция при разработке специальных продуктов (КМВ) для технологии укрепления грунтов – максимально эффективное использование потенциала грунта как одного из компонентов вяжущего (рис. 1).

При выборе компонентов и их количественного содержания в комплексном минеральном вяжущем, с учетом физико-механических свойств и химико-минералогических характеристик конкретного грунта, необходим индивидуальный подход.

Применение КМВ позволяет получить экономическую выгоду при проведении работ по укреплению грунта: снизить количество проходок специализированной техники (распределители вяжущих, ресайклеры) и дорожно-строительной техники, сократив таким образом сроки выполнения работ.


Продуктовая линейка минеральных смесей DOROMIX

Так, на основе проведенных в период с 2016 по 2018 годы в собственной лаборатории LafargeHolcim исследований была разработана линейка минеральных смесей под коммерческим названием DOROMIX™ (рис. 2), позволяющая получать более высокие эксплуатационные свойства укрепленных слоев грунта по сравнению с традиционными материалами, такими как портландцемент, различные виды извести и т. д.

На текущий момент данный минеральные вяжущие производятся в соответствии с СТО 23.64.10 - 00281298 - 01.15 – 2018 «Минеральные смеси DOROMIXTM для стабилизации и укрепления грунтов при строительстве автомобильных дорог, аэродромов и других объектов инфраструктуры. Технические условия», который коррелируется с европейскими стандартами* в части свойств самих минеральных смесей, и регламентирует типизацию минеральных смесей по применению в грунтах с различными характеристиками.

На ближайшую перспективу планируется разработка дополнительных типов смесей для работы в более жестких климатических условиях (продление сроков строительного сезона и повышение характеристик по долговечности) и с более сложными грунтами (высокое содержание вредных компонентов).


*EN 13282-1 «Hydraulic road binders – Part 1: Rapid hardening hydraulic road binders» и EN 13282-2 «Hydraulic road binders – Part 2: Normal hardening hydraulic road binders»